Рени Измаил Усть-Дунайск Белгород-Днестровский Ильичевск Одесса Южный Николаев Октябрьск Херсон Евпатория Севастополь Ялта Феодосия Керчь Бердянск Мариуполь Скадовск

Члены ассоциации

Корпоративные новости

Партнеры

Содружество

Официальные сайты

Фотоновости

Поздравления

Погода
18°
ясно
влажность: 68%
ветер: 2m/s Ю
Ш 18 • Д 18
23°
Чтв
24°
Птн
24°
Сбб
22°
Вск
22°
Пон
image_pdfimage_print

Обзор основных трендов обработки грузов в морских портах Украины в 2017 году.

По итогам 2017 года морские порты Украины нарастили перевалку на 0,9% по сравнению с прошлым годом — до 132,9 млн т. Об этом свидетельствуют оперативные данные ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ). Основные тренды ушедшего года — рост импорта за счет угля, увеличение транзита впервые за пять лет благодаря тому же углю и падение перевалки зерна, руды и металла.

 

Государство vs частник

Уже не первый год говорят о том, что частные стивидорные компании более эффективны, чем государственные. Об этом свидетельствуют и данные АМПУ. В 2017 году государственные стивидорные компании сократили перевалку грузов на 9,6% до 34,7 млн т, частные компании на причалах АМПУ обработали 52,4 млн т грузов, что на 1,9% меньше, чем в 2016 году. На собственных причалах частные стивидоры наоборот увеличили перевалку грузов на 14,9% до 45,7 млн т, по сравнению с 2016 годом.

В итоговом интервью ЦТС министр инфраструктуры Владимир Омелян отмечал, что в 2018 году ожидает концессию и приватизацию портов. Судя по его словам, если не в этом, то в ближайшие годы, будут отданы в концессию Херсон, Ольвия, Черноморск и Южный. Остальные пойдут на приватизацию. В конце декабря Кабинет Министров поддержал новый законопроект «О концессии», который предусматривает ранее не использовавшийся механизм трансформации аренды в концессию. Для того, чтобы отдать порты на приватизацию, Верховная Рада должна принять решение вывести их из списка не подлежащих приватизации.

 

Грузы-лидеры

Структура грузооборота на данный момент стабильна. Основную долю грузов (58% от общей перевалки) занимает навал — руда, уголь и зерно. Еще 11% — продукция металлургов. Именно эти грузы являются доминирующими на протяжении последнего десятилетия, при этом доля черных металлов снижается, а доля навалочных грузов растет.

За прошлый год по всем из перечисленных видов грузов, кроме угля, произошло падение. В первый раз за четыре года зерно показало негативный тренд — перевалка сократилась на 0,8%, до 39,139 млн т. По данным АМПУ в 2016 году рост объемов перевалки этого вида груза составлял 7%, 2015 году — 12,4%, 2014 году — 25,8%.

Объемы перевалки руды сократились на 15,7% до 27,5 млн т по сравнению с 2016 годом. Перевалка металла сократилась на 11% до 14,8 млн т. По словам консультанта ЦТС-Консалтинг Андрея Исаева, объемы перевалки руды упали, в основном, за счет снижения внутренних перевозок. «Обмеление Мариупольского порта, ограничения по судозаходам привели к существенному уменьшению каботажных перевозок руды в Мариуполь для нужд расположенных там металлургических предприятий», — отмечает он. При этом объемы угля выросли на 78% до 10,8 млн т, что компенсировало снижение перевалки руды.

Рост транзита

За последние пять лет объемы перевалки транзитных грузов сократились более, чем вдвое — с 27,2 млн т в 2013 году — до 11,7 млн т в 2017 году. Вместе с тем, негативный тренд, который наблюдался уже более пяти лет, в этом году удалось — по итогам прошлого года транзит вырос на 14%. Это произошло за счет увеличения объемов перевалки угля — до 4,4 млн т, что в два раза больше, чем в 2016 году, и металлопроката — до 524 тыс. т, что в 2 раза больше, чем в 2016 году.

По словам Андрея Исаева, то, что объемы перевалки не снижаются — обнадеживает. В то же время портовая отрасль не генерирует грузы, она их только переваливает и поэтому показатели отрасли напрямую зависят от состояния экономики страны. Все потенциальные грузопотоки, генерируемые внутри Украины, портовая отрасль уже привлекла. «Рост объемов возможен только за счет внешних источников — транзита»,- резюмирует он.

Динамика портов

По итогу года лидером роста оказался небольшой Усть-Дунайск. Ему удалось увеличить перевалку грузов вдвое — до 54 тыс. т за счет роста нефтепродуктов и зерна. За ним — порт Рени, который увеличил перевалку на 15,7% до 1,1 млн т за счет минудобрений и зерновых. Измаил, который также принадлежит к Дунайским портам, сократил перевалку на 10,3%.

В портах Николаевского регионах позитивную динамику показал порт Николаев, увеличив объемы грузов на 5% до 23,5 млн т и Ольвия — на 5,2% до 6,8 млн т. В Херсоне — падение на 10%. В Скадовске грузооборот упал на 36,5%.

В портах Большой Одессы также не везде плюс. Порт Черноморск нарастил объемы перевалки на 10,6% до 17,6 млн т за счет угля и стройматериалов, Южный — на 6,6% до 41,8 млн т. Одесса потеряла 0,5%. Оба порта Азовского региона сократили перевалку — Бердянский на 36,9% (это наихудший результат среди всех морпортов), Мариупольский на 14,5%. В Белгород-Днестровском грузы упали на 23,7%.

Оценивая, каким для портовой отрасли будет этот год, Андрей Исаев отмечает, что пока что не ожидается какого-либо существенного изменения грузопотоков, поэтому наиболее вероятным будет умеренный рост перевалки.

http://cfts.org.ua/articles

О. Быстрицкая.

 


Дни рождения

АКТУАЛЬНО

Официально

Позиция

Объявления

Календарь

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архивы

Кто онлайн

18 посетителей онлайн
1 гостей, 17 bots, 0 зарегистрированных