Рени Измаил Усть-Дунайск Белгород-Днестровский Ильичевск Одесса Южный Николаев Октябрьск Херсон Евпатория Севастополь Ялта Феодосия Керчь Бердянск Мариуполь Скадовск

Члены ассоциации

Корпоративные новости

Партнеры

Содружество

Официальные сайты

Фотоновости

Поздравления

Погода
7°
ясно
влажность: 100%
ветер: 7Миз ЮЗ
Ш 10 • Д 7
11°
Сб
10°
Вс
5°
Пн
4°
Вт
3°
Ср
Weather from OpenWeatherMap
image_pdfimage_print

В июле исполнилось ровно полгода, как Администрация морских портов Украины возглавил европейский менеджер — Райвис Вецкаганс. За это время был дан старт многим проектам, а также началась разработка стратегических документов. Представители ВЦРТИ встретились с руководителем АМПУ дабы узнать, что уже сделано, и какие вопросы стоят на повестке дня.

Райвис Вецкаганс:  Полгода — это определенный знаковый период, когда можно говорить о первых результатах. Признаюсь, вопросы о том, что мы сделали, и что еще сделаем, я задаю себе каждый день.

5 конкретных действий — их на самом деле больше, но если заселение наиболее значимых, то это:

— перезагрузка отношений с партнерами, бизнесом и правительством — прозрачность, эффективность — стали ключевыми принципами в наших взаимоотношениях. Мы сотрудничаем с ведущими мировыми компаниями: в сфере дноуглубления — CHEC и DEME Group, в сфере финансов и аудита — ЕИБ, ЕБРР, Международный банк, КПМГ. Что это дает? Прозрачность и эффективность. Это — главное для госпредприятия.

— старт финаудита предприятия — выбран подрядчик, подписан договор, компания работает, первые результаты ожидаем получить в конце года. Что это дает? Понятность госкомпании для международных партнёров самого высокого уровня, возможность работать с выходом фин организаций. А это в свою очередь совершенно другой уровень возможностей госкомпании.

— запуск масштабных инфраструктурных проектов — дноуглубление как операционное, так и капитальное, которое не осуществлялось в портах на словах лет. А также подписание меморандумов с крупнейшими зерновыми, такими как Кернел и Рисоил, Мариупольский МТП.

— ремонты и строительство причального фронта — реконструкция старейшего причала в Одесском порту №7, возобновление строительства волнолома на Карантинном молу.

— работа над стратегическими документами для морской отрасли — принят План приоритетных действий АМПУ на 2017 год, представлены План развития объектов портовой инфраструктуры на 2 года и программы обновления флота АМПУ на 5 лет, актуализированы Планы развития морских портов до 2038 года, в том числе, порта Южный, совместно с экспертами Мирового банка начата работа над пересмотром Стратегии развития морских портов до 2038 года.

5 конкретных планов — это:

— продолжение прозрачных отношений с бизнесом, клиентов, подрядчиками — это ключевое в нашей политике, от чего зависит результативность. Система ProZorro уже позволила нам сэкономить 400 млн грн на дноуглублении, потому что мы провели открытые тендеры. Сэкономленные средства будут направлены на другие проекты;

— обновление флота — программа мы представили, в августе объявим тендер на закупку первого судна — землесоса;

— внедрение международных стандартов FIDIC;

— получение результатов аудита предприятия и оптимизация работы;

— запуск новых инвестиционных проектов в Портах.

ВЦРТИ: Объем грузопотока через украинские порты в предыдущие годы сокращался. В первом полугодии 2017 года тенденцию удалось изменить, и мы видим скромную, но все же динамику + 5%. Вместе с тем, мощности наших портов колоссальны. Ими интересуются международные инвесторы. Ведутся разговоры о приватизации, аренде и концессии.Каковы могут быть условия — передача исключительно площади или с требованием увеличения грузопотока?

Райвис Вецкаганс:  Драйвером передачи портов в концессию является Министерство инфраструктуры Украины, Администрация морских портов выступает в этой группе.

Наши специалисты встречались с Hutchison Ports, а также DP World, и мы поддерживаем выбранное МИУ направление. Со своей стороны считают, что в будущем при проведении конкурсов по выбору инвестора, необходимо будет зафиксировать в тендерной документации три принципиальных направления: первое — грузопоток, второе — капитальные инвестиции и третье — социальные гарантии для сотрудников.

Удачный пример привлечения инвестора в Черономорске мог бы быть импорт контейнеров, что экспортировать — всегда найдется. Объем импорта на сегодня остается стабильным, поэтому мы будем вести диалог о том, сколько его объема может привести Hutchison Ports.

Определенные контейнерные грузопотоки приходят в Европу через крупные порты Германии, Польши и соседних стран. У операторов уровня Hutchison Порты существуют рычаги, чтобы такие потоки перенаправить. На этом и будет строиться наша дискуссия. Мы заинтересованы в привлечении именно импорта. Кстати, если говорить о сотрудничестве с известными компаниями, то в агроcекторе мы уже работаем с Bunge, ADM и Cargill, по контейнерам — с HHLA. Наша морская отрасль и украинское портовое сообщество будет в выигрыше, если зайдут такие игроки, как Hutchison Ports и DP World и пополнят число наших клиентов.

ВЦРТИ: Потрясающий ли это концептуально на грузооборот, ведь немаловажным рынком являются тарифы и цены. У нас немало государственных операторов, как быть с ними, и смогут ли они выдержать конкуренцию?

Райвис Вецкаганс:  Министерство инфраструктуры выбрало правильное направление, мое мнение так же состоит в том, что государственные стивидоры должны быть приватизированы. Можно выбрать любую форму передачи — будь то концессия, аренда или приватизация. Сегодня мы видим, что большинство государственных стивидоров не выдерживает конкуренции с частным бизнесом.Поэтому первый шаг — это передача, второй — привлечение международных игроков. Это дает определенную гарантию стабильности работы, увеличения инвестиций в порты и, что немаловажно, повышение качества услуг. Над последним нужно работать особенно усердно, если мы хотим быть конкурентоспособными. Международные инвесторы уровня Hutchison Ports и DP World — это сетевые компании с высокими корпоративными стандартами, Которые в обязательном порядке будут проходить в наших портах в случае их захода. Это важно поднимет качество услуг в наших портах. А значит, вырастут конкурентоспособность и прибыльность.

ВЦРТИ: Как вы считаете, может ли государство быть руководи менеджером?

Райвис Вецкаганс: Да, государство может быть оптима менеджером. В среднюю практику эффективные государственные направления, но они находятся либо на стандартном рынке, либо на свободном, либо существуют 50 и более лет. После полугода работы могу констатировать факт, что еще очень много необходимо внести изменения в законодательство и нормативную базу, для того, чтобы у менеджера были компании, которые бывали в любой ситуации. Даже в таком долгосрочном бизнесе, как, например, более динамическая управляемость и скорость в принятии решений. Если мы смотрим на стивидорную отрасль, где присутствует финансирование, то определенное развитие есть.

Существует очень большой бюрократический путь, который нужно пройти для принятия каких-либо решений. Поэтому обязательно необходимы изменения в законодательство о морских портах. Также нужно довести до завершения вопрос о новом законе о концессии и сокращении бюрократического давления при согласовании инвестиционных проектов, в том числе, строительной документации.

ВЦРТИ: Подскажите, возможно какие-то практики из частного бизнеса уже перешли, и что надо перейти, чтобы сделать работу АМПУ максимально эффективный?

Райвис Вецкаганс:  Модель ведения дел, я пытаюсь внедрить в компанию для того, чтобы поменялось мнение об АМПУ — это наша прозрачность, открытость к диалогу и расширению объема контрагентов, рост инвестпроектов и курс на дальнейшее реформирование. На сегодняшний день можно сказать, что мы уже сделали большой шаг в направлении именно дноуглубления. Самая значимая наша победа, которая сегодня уже перешла на другой уровень в том, что мы уже имеем возможность перенять опыт дноуглубителей международного уровня, общаясь с ними в рамках соглашений. Это не дискуссия, не переговоры, это — обязательства на уровне контрактов. Только таким образом мы сможем быть более эффективными.

И еще по поводу открытости. У каждого иностранца, от него, должна быть возможность входить в контакт и заключать сделки с госкомпанией.

ВЦРТИ: Структура АМПУ, по Вашему мнению, эффективна? Логично ли распределение функций между Администрацией и стивидорами?

Райвис Вецкаганс:  Большинство участников рынка согласятся, что разделение стратегических объектов и стивидоров в 2013 году было правильным. К сожалению, за прошедший период времени по различным направлениям: развитие бизнеса и развитие бизнеса. АМПУ тормозилось, у нас все еще остается дублирование некоторых функций. Некоторый функционал, который у нас есть, нам не свойственен. Кроме того, не до конца решен вопрос передает активы. Вопрос продолжения реформирования актуален, но, чтобы выйти на новый его этап, нам сначала нужно сделать «домашнюю работу».

ВЦРТИ: Райвис, подскажите, стоит ли сейчас вопрос о корпоратизации предприятия? 

Райвис Вецкаганс:  Сейчас мы пытаемся упростить систему управления, которая существует между филиалами и администрацией для того, чтобы наша структура стала более прозрачной и эффективной. Как я уже говорил, месяц назад мы подписали договор о проведении финансового аудита по международным стандартам за последние три года. Это проверка всех активов и процессов перед следующим этапом — созданием более децентрализованной системы управления портами.

В долгосрочной перспективе мы должны пройти через улучшение эффективности предприятий, выйти на прозрачность, проанализировать возможные модели управления, затем — выйти на юридическую децентрализацию и горизонтальную модель управления. Планирую привлечь международных экспертов, чтобы получить рекомендации о том, как продолжать реформирование, чтобы оно было максимально эффективным в украинских реалиях. Как бывало это не воспринималось сейчас украинским обществом, уверен, нам еще есть, чему учиться и что перенимать.

ВЦРТИ: Возвращаясь к законодательству. Вы назвали документы, в которые нужно внести свою историю. Как считаете, поддержит ли отрасль Ваш подход?

Райвис Вецкаганс:  Общая информация по горизонтали с широким кругом участников рынка, ни от кого не услышал возражений против улучшения законодательства, которое приблизит нас к более прозрачному и эффективному анализу, упорядочит, улучшит и сделает процесс более простого.

Предлагая правильные вещи, поддержка отрасли, я уверен, у нас будет. Естественно, в каждом направлении, если задеваются чьи-то бизнес-интересы, кто-то может быть нейтральным или менее позитивным, или даже против. Но мы должны со стороны АМПУ лоббировать вещи, выпуска на развитие всей отрасли.

ВЦРТИ: уквально на днях на сайте Верховной Рады опубликовал проект закона о внесении изменений в законодательство в сфере морского транспорта. Много интересных новаций.Ваше мнение об этом документе?

Райвис Вецкаганс:  АМПУ поддерживает данный проект закона. В частности, он учитывает такой важный момент, что лоцманские услуги могут предоставляться исключительно государственными предприятиями. Считаю, что на сегодняшний день и ближайшие лет 10 такой курс верный.

У нас есть филиал «Дельта Лоцман», который занимается таким услугами. И если смотреть на уровень аварий и безопасности проводок, то у нас очень хороший результат. Мы имеем центр обучения, мы нацелены на обновление лоцманского флота для того, чтобы обеспечить проводки во всех портах.

ВЦРТИ: А как же быть с помощью лоцманскими услугами?

Райвис Вецкаганс:  В соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми документами, предоставление лоцманских услуг отнесено к сфере естественных монополий.Естественным монополистом в сфере предоставления лоцманских услуг ГП «АМПУ», которое по представлению Мининфраструктуры включено Антимонопольным комитетом в Сводный перечень субъектов естественных монополий.

Существование частного направления может быть нацелено исключительно на зарабатывание денег, поэтому объектами могут быть большие порты. В то время как АМПУ предоставляет эти услуги во всех портах, в том числе в Скадовске, Вилково, на Дунае. Это, можно сказать, наша государственно-социальная функция — осуществление лоцманских проводок во всех гаванях вне зависимости от прибыльности или размеров порта. Общий объем акваторий — огромен, плюс мы поддерживаем три канала. Нельзя забывать, что лоцман — это тот человек, который первый заступает на борт иностранного судна. На данный момент в процессе развития нашего государства лучше всего, чтобы это направление было централизовано и находилось в ведении госкомпании.

Этот подход коррелирует с европейской практикой. Весной 2017 года вступило в силу решения Европарламента, который занял лоцманских проводок.

Таким образом, демонополизация этой сферы может не только нанести серьезную и экономическую безопасность государства, но и прямо противоречит нормам украинского и европейского законодательства.

Справка

В течение нескольких последних лет EMPA (Европейская ассоциация морских лоцманов) лоббировала в настойчиво европейских институтах о тезис б  высвобождени и  Сферы лоцманских услуг от Конкуренции.

15.02.2017года Европарламента и Совета Европейского Союза Правила предоставления портовых услуг (Регулирование портовых услуг) ( http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri = CELEX: 32017R0352 & rid = 1 ).

03.03.2017 см. Правила были опубликованы в официальном журнале Европейского Союза (http://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2017/352/oj ).

В Правилах Этих портов на Энгельсе отрасль лоцманские проводок выполнения провозглашены а локально регулируемый вид деятельность,  : Которая  должна а  быть освобождены а  от влияния принципов свободного рыночная экономики и Конкуренция, которые приводят лишь к снижению качества предоставления услуг.

Указанное решение Европарламента вступило в силу 24.03.2017 и начиная с 24.03.2019 становится обязательным для выполнения во всех государствах-членах ЕС.

Целесообразно заметить, что в большинстве стран Евросоюз (Германия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Нидерланды и т.д.) лоцманы всегда работали и работают в формате единой лоцманской службы под наблюдением государственных / местных органов власти.

ВЦРТИ: В июле Кабмин утвердил финансовый план, фактически задним числом. В соответствии с нормативкой, до этого момента предприятие может тратить 20% от суммы, заложенной в финплане, но только не на капинвестиции.     

Райвис Вецкаганс:  Да, в этом есть определенная проблема. Получив согласованный план в середине года, нам нужно теперь бежать в два раза быстрее. Это накладывает до прессинг, чтобы выполнить запланированный объем капитальных инвестиций на этот год. Но уверен, что мы справимся.

ВЦРТИ: Не рассматривали вариант выйти на Кабмин с предложением согласовывать финплан на два-три года, а через какой-то период времени делать корректировки?

Райвис Вецкаганс:  Сегодня существует ситуация, что АМПУ должна утверждать финплан каждый год. Мы со своей стороны будем инициировать поэтапное изменение нормативных документов исходя из того, что многие наши проекты являются переходящими. Соответственно, таким должны быть и наши финпланы — переходящими.

Кроме того, планируем внедрить модель, как в Минфине, который имеет сейчас индикаторы планирования на три года. Думаю, что в недалеком будущем и АМПУ следует перейти на минимум трехгодичное планирование с возможностью вносить изменения.

Сейчас работаем над финпланом 2018 года и ищем возможность изменить законодательство с учетом переходящих планов, чтобы реализовать наши проекты непрерывно, а не ждать свидетельства нового финалана.

ВЦРТИ: В финплане на текущий год солидную строчку занимает приобретение землесоса стоимостью 703,1 млн грн. Какое видение у АМПУ именно в части развития собственного дноуглубительного флота?

Райвис Вецкаганс:  Наш план развития флота, который мы презентовали в начале лета, чтобы узнать, что мы должны исполнять функции, возложенные на нас прави, собственными силами, за исключением капитального дноуглубления. Для этого вида работ существует специальная эффективная техника, которая может прийти и сделать здесь все работы. Что касается эксплуатационного дноуглубления, то мы будем стараться делать его своими силами. В среднем ежегодная заносимость по нашим портам составляет 8-8,5 млн куб м. Преодолевать препятствия, возникающие из-за недостатков.

ВЦРТИ: Сейчас 75% прибыли АМПУ, как и других госпредприятий, отчисляется в бюджет.Много говорят о снижении. Каков на Ваш взгляд, оптимальный процент отчислений?

Райвис Вецкаганс:  В конце июня текущего года Минфин поддержал инициативу АМПУ по сокращению чистой прибыли предприятия в госбюджет. В проекте Основные направления бюджетной политики на 2018-2020 гг. Учтено снижение базового норматива оплаты чистой прибыли в госбюджет с 75% до 50%. Это касается госпредприятий и вступает в силу с 2018 года. Я считаю это одной из важнейших побед. Ведь АМПУ таким образом сможет направить свою прибыль на развитие портовой инфраструктуры и флота.

http://vcrti.com.ua/haluzi/vodnyi-transport


Дни рождения

АКТУАЛЬНО

Официально

Позиция

Объявления

Календарь

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы

Кто онлайн

36 посетителей онлайн
3 гостей, 33 bots, 0 зарегистрированных