

Состыковать два вида судов — морские многотонники и речные баржи, которые через систему каналов между Дунаем, Рейном и Майном перевозят грузы практически по всей Европе, можно только в гирловом порту, и таким портом на украинской территории является «Усть-Дунайск».
На этом сделал акцент и.о. директора ГП «Морской торговый порт «Усть-Дунайск» Юрий Мартынюк во время проведения круглого стола «Проекты развития Украинского Придунавья» с участием вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольги Стефанишиной и главой Одесской облгосадминистрации Сергеем Гриневецким в среду, 27 октября.
По словам Мартынюка, в настоящий момент в мире активно развиваются перевозка нефти и газа, контейнерные перевозки, перевозка автомобилей и сыпучих грузов. Есть необходимость в возобновлении «Шелкового пути», который свяжет Азию и Европу. Прежде всего, пути выхода на европейские рынки ищут такие страны как Азербайджан, Казахстан и Китай. И такую возможность им может предоставить гирловый порт, расположенный на стыке Черного моря и реки Дунай. Идеальным местом для этого является Жебриянская бухта, где расположена акватория порта «Усть-Дунайск».
Еще 30 лет назад порт обрабатывал суда грузоподъемностью до 70 тыс. тонн, длиной до 300 метров с осадкой до 13 метров. Потенциал порта сохранился и сейчас. В его акватории есть возможность разместить причалы как для морских судов со стороны моря, так и причалы для речного самоходного и несамоходного флота со стороны реки Дунай. Площадь между ними необходимо использовать для прокладки нефте- и газопроводов, для размещения контейнерного терминала и складских площадок. В этот комплекс также должен входить и канал Дунай—Черное море.
Конкретный вариант строительства порта (существует несколько концепций) может быть определен только после проведения исследований и разработки технико-экономического обоснования, но уже сейчас ясно, что альтернативы гирловому порту нет.
В качестве примера Мартынюк привел порт Констанца в Румынии, который в свое время превратили в практически гирловой, построив канал Чернавода—Констанца.
Создание и развитие гирлового порта решает проблему и глубоководного судового хода из Черного моря в реку Дунай, необходимость в котором практически отпадает, считает руководитель ГП «МТП Усть-Дунайск». Ведь существующий сегодня судовой ход по гирлу Быстрое требует постоянного проведения дноуглубительных работ, влекущих за собой большие затраты.
Порт в гирле Дуная, который объединяет 12 европейских стран, безусловно будет востребован и по сути станет широко раскрытыми дверьми в Европу, уверен Мартынюк.
Ранее глава Фонда государственного имущества Дмитрий Сенниченко заявил о планах ФГИ до конца 2021 года продать единый имущественный комплекс ГП «МТП «Усть-Дунайск». Первый онлайн-аукцион по приватизации имущества госпредприятий морской отрасли — единого имущественного комплекса ГП «МТП «Усть-Дунайск» планировалось провести в октябре 2021 года.
В сентябре руководитель регионального отделения ФГИ Александр Славский прогнозировал, что украинские и иностранные инвесторы в октябре-ноябре 2021 года смогут принять участие в онлайн- аукционах по приватизации имущества в Белгород-Днестровском и Усть-Дунайском морских портах. Кроме того, готовится передача в аренду крупных объектов в портах Черноморск и Одесса.