Артем СЕРГЕЕВ. Украина сохраняет лидерство по перевалке груженых контейнеров в Черноморском регионе. Итоги первых трех кварталов 2021 года


 

В 2020 году контейнерный рынок существенно просел на фоне пандемии коронавируса, которая привела к сбою поставок. Однако уже к концу прошлого года рынок начал оживать и с начала 2021 года постоянно демонстрирует довольно устойчивый рост.

В Черноморском регионе за период с января по сентябрь текущего года перевалка груженых контейнеров достигла +4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (по итогам которого наблюдалось падение объемов в регионе на 3,2%). Объем переработки груженых контейнеров составил 1 801 557 TEU. Общий объем переработки контейнеров с учетом порожних, но без трансшипмента, за девять месяцев 2021 года на терминалах Украины, Румынии, России, Грузии и Болгарии составил 2 326 889 TEU. Здесь мы видим незначительное падение объемов на 0,8%, что объясняется сокращением перевалки порожних контейнеров, которые еще с конца 2020 года стали дефицитом в результате возникшего дисбаланса контейнерного парка, и что в свою очередь привело к росту ставок фрахта.

Контейнерный рынок Черноморского региона представлен терминалами пяти стран: Украины («Контейнерный Терминал Одесса», «Бруклин-Киев Порт», DP World TIS Pivdennyi, терминал Черноморского рыбного порта), России (НУТЭП, Новорослесэкспорт, Новороссийский МТП), Румынии (DP World Constanta, Socep), Грузии (APMT Поти и BICT) и Болгарии (терминалы портов Варна и Бургас).

https://ports.ua/ukraina-sohranyaet-liderstvo-po-perevalke-gruzhenyh-kontejnerov-v-chernomorskom-regione-itogi-pervyh-treh-kvartalov-2021-goda/




Морпорты сократили грузооборот на 4% в 2021 году


 

Морские порты Украины в 2021 году сократили грузооборот по сравнению с 2020 годом на 3,6% — до 153,312 млн. тонн. Перевалка экспортных грузов уменьшилась на 3,9% — до 118,2 млн. тонн, транзитных — на 13,6%, до 8,684 млн. тонн, каботажных — на 1,8%, до 2,356 млн. тонн. Обработка импортных грузов увеличилась на 1,7% — до 24,072 млн тонн.

Перевалка наливных грузов увеличилась на 2,3% – до 12,805 млн тонн.

Переработка других наливных грузов выросла в 2,5 раза – до 604,1 тыс. тонн.

Перевалка сыпучих сухих грузов сократилась на 4,8% — до 107,262 млн тонн. Одновременно увеличилась перевалка:

  • хлебных грузов – на 4,1%, до 50,033 млн тонн,
  • в том числе зерна – на 4,7%, до 49,481 млн тонн;
  • строительных грузов – на 69,5%, до 3,884 млн тонн;
  • кокса – на 71,1%, до 174,7 тыс. тонн;
  • цемента – в 7,6 раза, до 148,9 тыс. тонн.

Перегрузка сахара составила 122,8 тыс. тонн.

Перевалка других сыпучих грузов сократилась на 8,6% – до 9,691 млн тонн.

Переработка тарно-искусственных грузов снизилась на 2,1% — до 33,245 млн тонн. В частности, переработка черных металлов снизилась на 3% – до 16,164 млн тонн. При этом перевалка металлолома выросла в 7,4 раза — до 391,2 тыс. тонн.

  • автотехники и сельхозтехники – на 55,2%, до 132,3 тыс. тонн;
  • промтоваров в ящиках и стопках – на 93,4%, до 13,5 тыс. тонн;
  • бумаги – в 12,9 раза, до 12,9 тыс. тонн.

Контейнерооборот сократился на 2,5% – до 1 022 589 TEU. Перевалка контейнеров в весовом выражении снизилась на 5,8% – до 12,041 млн тонн.

Обработка большегрузных автомобилей выросла на 39% — до 2,89 млн тонн. Количество перегруженных большегрузных автомобилей увеличилось на 38,2% – до 98 179.

Переработка других тарно-искусственных грузов увеличилась на 11% — до 1,134 млн тонн.

Пятерка крупнейших морских портов показала следующие результаты:

  • «Южный» — сократил грузооборот на 13,3% до 53,47 млн ​​тонн;
  • Николаевский – сократил грузооборот на 0,9%, до 29,869 млн тонн;
  • Черноморск – увеличил грузооборот на 7,3%, до 25,639 млн тонн;
  • Одесский – сократил грузооборот на 3,4%, до 22,565 млн тонн;
  • Мариуполь – сократил грузооборот на 2,3%, до 6,867 млн ​​тонн.

По данным АМПУ, морские порты Украины в 2020 году сократили грузооборот по сравнению с 2019 годом на 0,5% — до 159,125 млн тонн.

Источник: фактические данные ГП «Администрация морских портов Украины»




АМПУ выполнила дноуглубление в порту Черноморск для инвеспроекта Risoil


 

ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) завершило очередной этап дноуглубительных работ в рамках третьей очереди реконструкции операционной акватории первого ковша Сухого лимана на подходах к пирсу Risoil с увеличением глубины до 15 метров. Фактический объем дноуглубления составил 373,5 тыс. кубометров грунта.

Работы выполнены филиалом «Дноуглубительный флот» ГП «АМПУ» с использованием земкаравана в составе многочерпакового земснаряда Dunay, шаланд Izmailskaya, Kuyalnitskaya, Kievskaya и мотозавозные MZ-9.

В ходе выполнения дноуглубительных работ оказалось, что на участке дноуглубления находился ряд подводных помех. В результате нахождения на одну из них земснаряд Dunay даже вынужден был на время приостанавливать работу. Для осуществления подводного обследования, выяснения типа и габаритов подводного препятствия, а также способ его удаления с участка дноуглубления были привлечены специалисты Водолазной службы администрации Одесского морского порта», — сообщили в АМПУ.

По результатам обследования выяснилось, что подводное препятствие, вероятно, может быть «мертвым якорем», от плавучей швартовной бочки, которые в свое время использовались во внутренней акватории Черноморского порта. Учитывая возможные габариты и имеющийся предыдущий опыт по выполнению подобных работ, было принято решение о привлечении к подъему подводного препятствия плавкрану «Богатырь» грузоподъемностью 300 тонн. Предположение подтвердилось: со дна подняли бетонный якорь весом 70 тонн и около 5 метров в диаметре.

После подъема подводного препятствия дноуглубительные работы были продолжены и завершены в установленные сроки, несмотря на вынужденную приостановку.

В свою очередь, Группа Risoil выразила благодарность АМПУ за проведенные работы и подчеркнула, что продолжает выполнять свою часть обязательств — возводить современный двусторонний пирс, создающий новые возможности для развития порта Черноморск.

Группа компаний Risoil рада становиться инициатором событий, в конце концов изменяющих будущее порту к лучшему. Надеемся, что уже в июне этого года мы полноценно запустим объект на стыке причалов №10 и №11 и сможем принять первые суда», — подчеркивает руководство Risoil.

В начале сентября 2021 АМПУ и ООО «СП Рисоил Терминал» подписали соглашение о взаимодействии по реализации взаимосвязанных проектов. Согласно документу, ООО «СП Рисоил Терминал» обязуется построить на стыке причалов №10-11 морского порта Черноморск двусторонний пирс длиной 339,75 метра (с размещением двух причалов №10-а, 11-я длиной 290 метров), возможностью принимать суда типоразмера Panamax. ГП «АМПУ» должно провести дноуглубительные работы на подходах к пирсу в рамках третьей очереди реконструкции операционной акватории первого ковша Сухого лимана с достижением глубин 15 метров.

В июле Группа Risoil и ОТП Банк договорились о предоставлении финансирования на общую сумму 750 млн грн, которые планируется направить в завершение строительства двустороннего пирса ООО «СП Рисоил Терминал».

Источник: пресс-служба ГП «Администрация морских портов Украины»

 




Порт «Южный» сократил перевалку грузов на 13% в 2021 году


Морской порт «Южный» в 2021 году сократил обработку грузов по сравнению с предыдущим годом на 13,3% — до 53,47 млн. тонн. Доля порта в грузообороте морских портов Украины составила 34,9% против 38,7% в 2020 году.

Переработка экспортных грузов снизилась на 10,7% — до 42,52 млн тонн, импортных — на 12,8%, до 6,289 млн тонн, транзитных — на 29,6%, до 4,559 млн тонн, каботажных — в 3,4 раза , до 101,5 тыс. тонн

Перевалка наливных грузов сократилась на 10,7% – до 4,749 млн тонн.

При этом увеличилась переработка нефтепродуктов – на 60% до 366,7 тыс. тонн.

Перевалка насыпных сухих грузов сократилась на 13,6% – до 44,72 млн тонн. При этом увеличилась переработка:

  • зерна – на 7,2%, до 9,701 млн тонн;
  • строительных грузов – вдвое, до 945,4 тыс. тонн.

Перевалка кокса составила 39,4 тыс. Тонн.

Переработка других насыпных грузов увеличилась на 3,3% – до 1,151 млн тонн.

Перевалка тарно-искусственных грузов сократилась на 13,1% — до 4,001 млн тонн. Перевалка автотехники и сельхозтехники составила 0,2 тысячи тонн.

Контейнерооборот сократился на 2,1% – до 238 608 TEU. Перевалка контейнеров в весовом выражении снизилась на 4,5% – до 3,09 млн тонн.

Перевалка других товарно-искусственных грузов снизилась на 0,1% — до 8,1 тыс. тонн.

Наибольший объем перевалки грузов в порту Южный в 2021 году обеспечил транспортный узел ТИС.

Морской порт «Южный» расположен на берегах Аджалицкого лимана на северо-западном побережье Черного моря. Количество грузовых причалов – 19, длина грузового причального фронта – 4,95 километра. С 21 июня 2014 года в порту утвержден осадок 18,5 метра. Гавань наиболее глубоководна в украинской акватории Черного моря. Согласно реестру АМПУ, в порту работают ТИС, ГП «МТП «Южный», ООО «Дельта Вилмар СНГ», ПАО «Одесский припортовый завод», ПАО «Укртранснефть», ООО «Бориваж», ООО «Рисоил-Юг» и другие портовые операторы.

Морпорт «Южный» в 2020 году увеличил грузооборот по сравнению с 2019 годом на 14,5% — до рекордных 61,664 млн тонн. Доля порта в грузообороте морских портов Украины составила 38,7% против 33,7% в 2019 году.

Источник: фактические данные ГП «Администрация морских портов Украины»

 




Морская администрация объявила перерыв речной навигации возле Днепра


 

Речное судоходство около Днепра будет ограничено с 20 января по 20 февраля 2022 года в связи с ремонтом пролетных строений железнодорожных мостов.

Согласно статье 46 ЗУ «О внутреннем водном транспорте» и согласно письму Регионального филиала «Приднепровская железная дорога» АО «Укрзалізниця» для проведения профилактических и ремонтных работ устанавливаются перерывы в навигации в следующие сроки: на пролетных стройках судоходных разводных прогонов железнодорожных мостов №1 №5 города Днепра с 20 января по 20 февраля 2022 года. На указанный период разведение прогонов не будет происходить”, — указала пресс-служба.

В Морадминистрации отметили, что перерыв в навигации устанавливается на указанный период для судов, надводный габарит которых не позволяет проходить под судоходными разводными прогонами железнодорожных мостов №1 и №5 города Днепр без их разведения.

При досрочном истечении плановых профилактических и ремонтных работ возможно сокращение сроков перерыва в навигации.

Источник: Пресс-служба Морской государственной администрации