Рени Измаил Усть-Дунайск Белгород-Днестровский Ильичевск Одесса Южный Николаев Октябрьск Херсон Евпатория Севастополь Ялта Феодосия Керчь Бердянск Мариуполь Скадовск

Члены ассоциации

Корпоративные новости

Партнеры

Содружество

Официальные сайты

Поздравления

Погода
24°
переменная облачность
влажность: 53%
ветер: 4m/s ВСВ
Ш 24 • Д 24
24°
Вск
26°
Пон
28°
Втр
27°
Срд
28°
Чтв
image_pdfimage_print

Украина: первые размышления о влиянии войны на транспорт и возможный план действий

Армин Вагнерстарший советник по устойчивой мобильности, Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit

Facebook0Twitter

В данной статье представлены первоначальные наблюдения и мысли о необходимости восстановления транспортной системы Украины, а также перспективы переориентации.

Война против Украины ведется несколько недель, но она уже показывает свое самое жуткое злое лицо. Бесконечные страдания, мертвые, раненные; мечты и надежды разрушены. Помимо невосполнимых человеческих потерь, экономические и инфраструктурные разрушения этой войны в самом сердце Европы уже огромны.

Разрушены многочисленные важные объекты инфраструктуры, десятки школ, больниц, мостов, аэропортов (такие как в Киеве, Харькове, Ивано-Франковске, Виннице и др.), железнодорожные станции (Запорожье-2),тысячи километров автомобильных и железнодорожных путей, самый большой в мире самолет Ан-225 «Мрия» и тысячи жилых домов. Всего, по данным МВД Украины, к настоящему времени уничтожено 230 объектов транспортной инфраструктуры.

Муниципалитеты испытывают значительную нагрузку только при поддержании основных услуг для населения. В то же время в городах Центральной и Западной Украины возникает потребность в размещении большого количества беженцев/внутренне перемещенных лиц. По оценкам, убытки уже составляют более 100 млрд долл. США; половина экономики страны стоит на месте.

Проблемы и возможные подходы на национальном и региональном уровне

В центре внимания оказывается важность Украины для международных поставок продовольствия; торговые потоки существенно изменятся. Например, украинская железная дорога («Укрзализныця») сообщает: «Почти 95% сельхозпродукции экспортировалось через морские торговые порты Украины. В настоящее время только два украинских порта — Измаил и Рени — способны перегружать грузы на экспорт, правда, в небольших количествах. В феврале 2022 года отгружено 2,9 млн тонн зерна, что на 37,4% больше, чем в феврале 2021 года. За 11 дней марта 2022 года отгружено 100,2 тыс. тонн зерна, что на 87% меньше, чем за аналогичный период прошлого года».

Проблемы регионального и глобального уровней затрагивают Украину, а также многие другие страны:

  • Даже (надеюсь, хотя бы временно) Украина, скорее всего, будет почти полностью зависеть от транзита на запад (PL, RO, HU, SK) в случае продолжения блокады Одессы; восточные части страны останутся закрыты (в любой точке), торговля с Россией и Беларусью будет очень ограничена.
  • Значительно ограничено железнодорожное/автомобильное сообщение на большие расстояния, дорожают фрахтовые ставки.
  • «Восточный» доступ Европы через Беларусь в Украину уже или будет в основном закрыт. Это увеличивает зависимость от судоходных маршрутов через Суэцкий канал или Турцию/Иран. Железнодорожное сообщение из Китая в Европу закрыто.
  • Украина является одним из крупнейших экспортеров пшеницы для стран Глобального Юга (8% экспортируемой пшеницы); прерывание или нарушение экспорта может иметь серьезные последствия также для Глобального Юга.

В краткосрочной перспективе необходимо усилить пропускную способность украинских железных дорог, а также пограничных пунктов и соответствующих дорожных мощностей. IP рассчитал пропускную способность грузовых вагонов через разные пограничные пункты. Здесь следует учитывать различные транспортные сценарии в зависимости от таких факторов, как, например, развитие сельского хозяйства, и контролировать транспортные потоки.

Стало ясно, что в долгосрочной перспективе украинская транспортная система нуждается в существенной корректировке. Помимо снижения зависимости от доступа к Черному морю, это также означает большую диверсификацию транспортных маршрутов через Западную Европу. Это требует улучшения инфраструктурных предпосылок, в том числе изменения маршрута центрального железнодорожного сообщения, улучшения автомобильного сообщения, повышения эффективности пограничных переходов, а также продвижения современных логистических решений. УЗ уже инициировала этот процесс и приглашает инвесторов для создания логистических мощностей во Львовской и Закарпатской областях.

Важным компонентом здесь может быть перемещение/изменение ширины колеи на европейскую (1435 мм) в том числе в центральных районах Украины для облегчения логистики и снижения затрат.

Кроме того, следует ожидать значительных перебоев в энергоснабжении как электроэнергией, так и жидким топливом. Поэтому с точки зрения энергетики необходимо еще больше снизить зависимость от импортного топлива. Основное внимание должно быть уделено дальнейшему расширению общественного транспорта, улучшению условий для пешей ходьбы и езды на велосипеде и обновлению автопарка в сторону энергоэффективных электромобилей, использующих возобновляемые источники энергии. Это, конечно, средне- и долгосрочная перспектива — сейчас основное внимание уделяется консервации и немедленной реконструкции.

Проблемы и потенциальные подходы на местном уровне

Это хорошо видно в городах Украины. В охваченных боевыми действиями Харькове, Мариуполе, Киеве и других уже видны значительные разрушения транспортных путей и средств. По ссылке можно увидеть, как выглядит харьковское трамвайное депо после российской атаки. Точный размер ущерба трудно предсказать.

Но даже города, не участвующие в боевых действиях, сталкиваются с серьезными проблемами из-за значительного притока внутренне перемещенных лиц (в сочетании с ростом расходов), сокращения доходов из-за сокращения экономической активности, сокращения запасов запчастей и так далее. Кратко посмотрим на Львов и Ровно:

  1. Оба города принимают огромное количество ВПЛ и действуют как центры их распределения. Во Львове население к настоящему времени увеличилось на 200 тыс. человек и, вероятно, скоро достигнет 1 млн, при этом многие новоприбывшие приезжают на автомобилях и используют автомобили для выполнения поручений (увеличение доли автомобилей).
  2. Резко падают доходы городских бюджетов; в результате многие работники городских советов отправляются в неоплачиваемые отпуска продолжительностью от одной до двух недель, которые могут повторяться; заработная плата городских служащих снижена.
  3. Количество регулярных рейсов городского общественного транспорта сокращается (примерно с 650 единиц [трамваев, автобусов, троллейбусов] в ежедневных рейсах до примерно 300 единиц), так как многие автобусы используются для эвакуации беженцев, мобилизуются для обеспечения транспорта сил обороны, запасы дизтоплива истощились, запасные части заканчиваются, а городской бюджет в дефиците.
  4. Львов предоставляет эвакуационные автобусы (из регулярных рейсов) между ж/д станцией и границей — 70 автобусных рейсов в день — полностью за счет муниципальной автобусной компании. В Ровно 30 автобусов сняли с маршрутов для обеспечения эвакуации.
  5. Запас запчастей для трамвайно-троллейбусной сети и подвижного состава в Украине исчерпан, так как многие производители расположены на востоке и юге Украины, а привычные маршруты поставок нарушены.
  6. С марта 2022 года во Львове отмечаются повышенные пробки, нарушение правил парковки и брошенные автомобили. Тенденция, вероятно, сохранится.
  7. Стоимость топлива увеличилась с 26 грн за литр до войны до 40 грн сейчас; ожидается повышение до 50+ грн.
  8. Стоимость электроэнергии увеличилась с довоенного периода на 3 грн/кВтч до 5 грн; ожидается еще больший рост.
  9. Отсутствие инфраструктуры для сбора и хранения топлива для автобусов (это становится более актуальным по мере того, как оккупанты уничтожают национальные запасы топлива и нефтеперерабатывающие заводы).
  10. Снижение уровня платежеспособности населения не позволяет повысить уровень тарифов.

На местном уровне в краткосрочной перспективе необходимо будет усилить возможности приема беженцев в невоюющих городах и укрепить базовые положения в области муниципального обслуживания. Это также поможет лучше управлять потоками беженцев и размещать их ближе к дому. В то же время украинские города также инвестировали в значительное улучшение коммунальных услуг в рамках децентрализации административных услуг, и этими достижениями нельзя рисковать. В невоюющих городах можно выделить следующие потребности:

  • Подготовка аварийных транспортных планов для городов, которые помогают определить соответствующие стратегические потребности в транспорте и соответствующим образом подкрепить их транспортными услугами;
  • Усиление технической базы за счет поставок автомобилей/запчастей (автобусы, трамваи);
  • Бюджетная поддержка транспортных компаний для компенсации выпадающих доходов и закупки топлива;
  • Pop-up инфраструктура для велосипедных дорожек и специальных полос общественного транспорта для продвижения энергоэффективных решений;
  • Предоставление (электрических) грузовых велосипедов и электромобилей поставщикам муниципальных услуг для снижения потребления энергии;
  • Массовое предоставление велосипедов для систем экстренного велопроката (чтобы предложить жизнеспособные альтернативы и снизить потребление энергии).

Возможный план действий

В краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе план действий на местном, региональном и национальном уровнях может выглядеть следующим образом:

  • Краткосрочный (сейчас)

— Гуманитарная поддержка городов по всей Украине

  • Создание транзитных лагерей
  • Укрепление муниципальной транспортной инфраструктуры и услуг
  • Поддержка организации транспорта для беженцев.

— Экстренная логистическая помощь для Украины (поддержка транспортных коридоров, логистические услуги и т. д.)

— Создание «Украинского центра наблюдения за транспортом» с национальными и международными партнерами для надежного и немедленного предоставления информации и данных об ущербе, транспортных потребностях и обмене опытом.

  • Среднесрочный: Winter Package 2022/23
  • Прагматическая поддержка муниципалитетов в закупке топлива, техническое обслуживание
  • Укрепление компаний общественного транспорта и муниципальных поставщиков энергии (включая аварийные генераторы, снабжение поселений беженцев, развитие возобновляемых источников энергии)
  • Решение ключевого вопроса: что произойдет в случае замораживания импорта/экспорта нефти/газа/угля?
  • Среднесрочный: Техническая помощь в планировании реконструкции
  • Учет и оценка ущерба
  • Разработка концепции
  • Тендерная поддержка
  • Решение вопроса, как сделать эту трансформацию устойчивой и нейтральной для климата.
  • Долгосрочный
  • Ukraine Freedom and Green Recovery Infrastructure Fund (Фонд Свободной Украины по восстановлению»зеленой» инфраструктуры) при значительной международной финансовой поддержке
  • Зеленая реконструкция
  • Долгосрочная поддержка ЕС транспорта и энергетики.

Требуются немедленные действия для решения вышеупомянутых проблем, для поддержки Украины и материализации европейской ориентации Украины (соглашение об ассоциации). Без поддержки транспортного сектора Украина столкнется с серьезными проблемами в области торговли, предоставления городских услуг и по-прежнему будет зависеть от иностранного импорта ископаемого топлива. Международные партнеры могут поддержать процесс устойчивой модернизации транспортного сектора за счет незамедлительных и конкретных действий в области транспорта — как в городском измерении, так и в региональных связях и международных торговых коридорах.

Авторы: Виктор Загреба, Армин Вагнер (соавторство: Демьян Данилюк, Марта Пастух)

https://cfts.org.ua/blogs/ukraina_pervye_razmyshleniya_o_vliyanii_voyny_na_transport_i_vozmozhnyy_plan_deystviy_636

 

 

 


Дни рождения

АКТУАЛЬНО

Официально

Позиция

Объявления

Календарь

Июль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы

Кто онлайн

17 посетителей онлайн
0 гостей, 17 bots, 0 зарегистрированных