Рени Измаил Усть-Дунайск Белгород-Днестровский Ильичевск Одесса Южный Николаев Октябрьск Херсон Евпатория Севастополь Ялта Феодосия Керчь Бердянск Мариуполь Скадовск

Члены ассоциации

Корпоративные новости

Партнеры

Содружество

Официальные сайты

Поздравления

Погода
12°
плотный туман
влажность: 100%
ветер: 5m/s ЮЮЗ
Ш 12 • Д 12
12°
Пон
5°
Втр
5°
Срд
8°
Чтв
11°
Птн
image_pdfimage_print

Более полугода назад, 20 августа 2020 года, состоялась официальная передача в концессию госстивидора «Ольвия» катарской компании QTerminals. Концессионер обязался в последующие пять лет инвестировать в развитие украинского порта 3,4 млрд грн. Но сама передача объекта еще не состоялась. О том, как продвигается процесс, «Порты Украины» расспросили консультанта и представителя QTerminals («Кютерминалз Ольвия») Райвиса Вецкаганса.

— Каковы Ваши роль и полномочия в концессионном проекте? Как давно Вы сопровождаете проект?

— В этот проект я пришел в марте 2020 года — после того, как ушел с должности главы АМПУ (Райвис Вецкаганс возглавлял АМПУ с января 2017 года по январь 2020 года — ред). Как вы помните, я участвовал в работе по привлечению компаний в концессионные проекты в украинских портах. С 2017 года АМПУ совместно с Мининфраструктуры провели три конференции для инвесторов, были сформированы единые имущественные комплексы для передачи в концессию.

Сегодня я являюсь консультантом QTerminals. Это катарский портовый оператор, который предоставляет услуги по перевалке контейнерных и генеральных грузов, ро-ро грузов и участвует в развитии катарского порта Хамад. Я помогаю этой компании пройти весь процесс в Украине. У меня есть как опыт чиновника, так и опыт руководителя частным терминалом. И это дает определенные преимущества в такой работе. Особенно с учетом того, что в Украине я знаком со многими чиновниками, управленцами, есть возможность оперативно получать достоверную и прозрачную информацию из первых рук. Именно поэтому и была создана компания RV Transport Consulting, которая консультирует по вопросам коммерческой деятельности и управления.

Помогать в реализации концессионного проекта в «Ольвии» очень почетно для меня — хоть QTerminals не стала первым концессионером порта в Украине, а вторым, зато реализация проекта в «Ольвии» станет крупнейшей прямой иностранной инвестицией в портовую отрасль Украины за всю историю независимости. Всего за 35 лет концессии планируется привлечь 17,3 млрд грн инвестиций. А ежегодный концессионный платеж составит 80 млн грн.

— На каком вы этапе? Когда запланирована передача госстивидора концессионеру?

— Министр инфраструктуры Владислав Криклий недавно сообщал, что передача ГП «Стивидорная компания «Ольвия» концессионеру произойдет во второй половине осени. Уверен, что до конца года это точно произойдет. Таким образом, до конца года закончится переходный период. Сам проект рассчитан на 35 лет. СЕО QTerminals Невилл Биссет подсчитал, что 35 лет — это 12 775 дней. И мы абсолютно в сроки все делаем. Мы быстро двигаемся.

— По Вашему мнению, как консультанта QTerminals, насколько отрегулированы вопросы концессии в законе о концессии? Есть ли в регуляторном поле недоработки, из-за которых у концессионера возникают проблемы?

— Скажу сразу, что что приняв новый закон «О концессии», Верховная Рада улучшила условия реализации пилотных проектов концессии госcтивидоров в портах. Он значительно ускоряет начало реализации проектов и упрощает для инвесторов количество переходных процедур. А сокращение бюрократических процедур дает возможность скорее перейти  к операционной фазе — непосредственному освоению инвестиций. Отмечу, что в концессионные проекты были включены и причалы, а также четко прописаны обязательства по их содержанию со стороны концессионера.

Два концессионных проекта — в Херсоне и «Ольвии» — потому и являются пилотными, чтобы обозначить те проблемы, с которыми могут сталкиваться другие концессионеры, которые придут в дальнейшем. Сам процесс начался еще когда действовал старый несовершенный закон о концессии, теперь мы действуем уже в рамках нового закона. Это новая ситуация для всех — и для концессионера, и для портов. Каждый шаг — что-то новое. Конечно, все вопросы оговорены в договоре, но на практике никто еще в рамках нового закона в концессию объекты не передавал. Более детально о сложностях можно будет говорить уже после того, как закончится транзитный период. Сейчас мы на середине пути.

Первое заседание рабочей группы по выполнению концессионного договора для передачи в концессию имущества «Ольвии» и имущества АМПУ в течение переходного периода состоялось в ноябре прошлого года. Тогда обсуждался план-график переходного периода.

— Коронавирус и соответстствующие ограничения влияют на прохождение процедур?

— Отчасти да — из-за карантина определенные трудности возникли. Например, из-за ограничений мы не можем так же активно привлекать внешних специалистов. Процесс предусматривает создание комиссий для инвентаризации, оценки и самой передачи стивидора компании, которая взяла его в концессию.

Самим катарским концессионерам ситуация с коронавирусом усложняет работу. Возвращаясь из Украины, они вынуждены находиться в изоляции. И тем не менее они прилетают в Украину и ведут активный диалог с чиновниками Мининфраструктуры. Да и не только с ними — они принимают участие во всех совещаниях, где необходимо их присутствие.

Мы также общаемся и онлайн, и оффлайн, идет документооборот. Когда это онлайн-формат, то включается до 25 человек.

Скажу так: в любом случае у нас с точки зрения процедуры все движется нормально. Мы проходим процесс с коллегами из Мининфраструктуры и других ведомств. Есть график имплементации. И все технические, юридические, финансовые вопросы решаются.

 — Как Вы оцениваете взаимодействие концессионера с Мининфраструктуры, ГП «АМПУ», другими органами исполнительной власти и регуляторами?

— Мы довольны этим взаимодействием. Все стороны нацелены на то, чтобы пройти все согласно процедуре. Мы стали членами совета порта «Ольвия». И включаемся в эту работу, ведем дискуссии с Морской администрацией и коллегами из стивидорных компаний.

QTerminals подписала меморандум с «Укрзализныцей». Проектная компания «Кютерминалз Ольвия» и «Укрзализныця» будут сотрудничать для того, чтобы улучшить качество услуг железнодорожных перевозок в Николаеве. Также подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с ГП «Укроборонсервис», в котором регулируются вопросы общего пользования инфраструктурными объектами и развития стратегической инфраструктуры вокруг порта. Напомню, что в порту «Ольвия» находятся специализированные склады, идет перевалка военных грузов.

Что хочется особо подчеркнуть: даже если руководство государственных структур меняется, наши взаимоотношения с хозяйствующими субъектами не меняются.

— Успешно ли вы взаимодействуете с местными властями? Есть ли проекты развития местной инфраструктуры?

— С местными властями есть взаимодействие. Нам вообще никто не мешает — ни местные власти, ни Мининфраструктуры, ни Кабмин. Посол Украины в Катаре, как я знаю, оказывает содействие. Мы регулярно общаемся с мэром Николаева по поводу строительства тоннеля в Корабельном районе Николаева. Этот туннель будет проходить под железнодорожными путями, которые идут в «Ольвию». И QTerminals будет софинансировать это строительство. Уже согласовано устройство второго звена железнодорожного пути и готовится проектная документация для строительства этого подземного путепровода. Подписан меморандум с мэрией, согласно которому QTerminals вложит 80 млн грн в развитие инфраструктуры города.

— А что есть общего и что отличает концессию «Ольвии» и концессию ХМТП?

— Со стороны концессионера я участвую только в одном проекте, нюансы могут быть разные, но сам процесс одинаков. Это проведение инвентаризации, получение земли, передача активов и перевод коллективов, далее — эффективное управление. Так что разница основная в масштабе, в том числе в «Ольвии» инвестор рассматривает возможность проинвестировать в увеличение причального фронта. Еще на первоначальном этапе подготовки «Ольвии» к концессии мне было понятно, что это прекрасный объект, где нет сложных юридических вопросов в использовании активов. Будет интересно вернуться к Вашему вопросу лет через пять-десять.

— Поделитесь планами концессионера по развитию мощностей порта?

— Концессионер намерен превратить «Ольвию» в зерновой хаб — будет модернизирован старый зерновой терминал и построен новый. Планируется построить два новых причала с тремя кранами на каждом, а также установить ленточный погрузчик. Также будут вложены средства в обновление кранов, погрузочного оборудования, складских помещений. Все эти намерения будут в последствие отражены в плане развития СМП «Ольвия».

— Недавно Верховная Рада приняла закон «О внутреннем водном транспорте». «Ольвия» — морской порт. Но речной транспорт «завязан» на рейд, взаимодействует с морскими портами. По Вашему мнению, могло бы QTerminals заинтересовать создание бизнеса по речной логистике вокруг порта «Ольвия»? Особенно, учитывая то, что компания нацелена на перевалку аграрных грузов.

— Честно говоря, я все-таки сомневался, что этот закон примут — там было противостояние интересов различных игроков. Но то, что закон есть — это позитивно, поскольку это все-таки регламентация, это четкие правила игры, которых ждали участники рынка. Да, нужно еще принять много подзаконных актов, но сам закон есть — и это главное. Это возможности для комфортного инвестирования. Это важно и для таких финучреждений, как ЕБРР или ЕИБ — они в первую очередь смотрят на наличие профильных законов в государстве.

Речная логистика дешевле наземной. И рейдовая перевалка важна — Николаев конкурирует с портами Большой Одессы, в которых большие глубины. Это постоянное коммерческое противостояние — вопросы глубины, стоимости судозахода, железнодорожной логистики и перевалки. Река Днепр интересна стивидорам Николаевского региона и Херсона. Важно, чтобы государство продолжило работу в этом направлении. Чтобы был решен вопрос с БДЛК. Либо сборы снизить до эксплуатационных расходов с небольшой рентабельностью, либо вкладывать деньги в углубление канала. Используя сборы, которые получает АМПУ.

Обработка панамаксов уже более конкурентноспособна по сравнению с «Пивденным», Одессой, Черноморском. Конечно, имеет значение плечо доставки железнодорожным или автотранспортом. Тем не менее — конкурентоспособность Николаевского хаба сейчас налицо.

Пожалуй, именно от того, какой будет стратегия государства (будет ли увеличена глубина БДЛК), зависит, как будет развиваться речная логистика — будет ли больше перевалка именно на рейде. Соответственно будет понятно — какие шаги может предпринять инвестор.

— Недавно Президент Украины подписал законы о инвестициях и «инвестнянях». Поможет ли это как-то концессионерам? Или им оказывают определенную поддержку такого рода?

— Я лично позитивно оцениваю принятия этих законов. Это поможет привлекать инвесторов. Ведь не только они берут на себя обязательства — государство также должно брать на себя определенные обязательства. Но это разное нормативное поле. Концессия идет в других рамках, и прямо мы не можем получить какие-то дополнительные преимущества, которые дают эти законы. Это, скорее, можно как-то использовать в будущем.

Андрей Муравский

Источник: https://ports.ua/gp-omtp-prinyalo-v-remont-buksir-i-neftemusorosborshhik/

й торговый порт»


Дни рождения

АКТУАЛЬНО

Официально

Позиция

Объявления

Календарь

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Кто онлайн

15 посетителей онлайн
1 гостей, 14 bots, 0 зарегистрированных